625002, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Профсоюзная, д. 46
Пояснительная записка
Срок реализации программы - 2021учебный год (январь-май). Программа рассчитана на обучающихся девяти-десяти лет. Программа предполагает проведение 17 занятий, из них:
Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.
Формы занятий:
Воспитательные результаты программы представляются в трёх уровнях.
Первый уровень. Приобретение школьником интеллектуального и социального знания.
Второй уровень. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Актуальность работы.
Современные города сталкиваются с большим количеством проблем, к которым специалисты относят:
Рост городского населения и как следствие нехватка площадей под строительство жилья, рост проблем доступности социальных услуг (образование, медицина и пр.);
Обострение транспортных проблем и вопросов мобильности населения.
Ограниченность энергоресурсов. Запасы нефти, газа и угля ограничены. Уже сегодня мировые нефтяные компании заняты поисками все новых месторождений;
Нехватка питьевой воды. На нашей планете, большую часть которой покрывает вода, именно пресной воды не так уж много. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый третий человек на планете сегодня сталкивается с нехваткой питьевой воды;
Ухудшение экологической ситуации на фоне роста потребностей граждан. Огромные свалки, окружающие современные города, стали острой проблемой, существующие технологии утилизации и переработки отходов не справляются с таким большим количеством мусора, ежедневно выбрасывающегося горожанами.
Расширение городов и протяженности коммуникаций, усложнение и появление новых городских систем, рост нагрузки на существующую инженерную инфраструктуру.
Повышение требований к безопасности, благоустройству и комфорту городской среды, соответствующих современным технологиям.
Умные города, по мнению специалистов должны решить многие из перечисленных проблем современных мегаполисов. Умный город – это город, который сочетает в себе инновации, охрану окружающей среды, энергетическую эффективность и экономическую устойчивость, объединяет инфраструктуру, услуги и технологии, в котором экономия энергии, сокращение выбросов и управление расходами являются частью повседневной комфортной жизни горожан. Другими словами, Умный город – это город Мечта.
Объект исследования: Система «Умный город»
Предмет исследования: Общегородские системы (транспортная, ЖКХ, безопасности, образование, медицина, культура, строительство), охватывающие объекты (элементы) городской среды (предприятия, жилые дома, медицинские учреждения, учреждения образования, дороги и т.д.).
Поставлена цель проекта: Сформировать у обучающихся понимание устройства современного города, проблем с которыми он сталкивается и возможных способов их решения с помощью системы «Умный город».
Для достижения вышеуказанной цели должны быть решены следующие задачи:
В работе используются следующие методы:
Содержание программы
Воспитательный результат
Основные темы |
Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) |
Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) |
Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) |
|||
1.Умный город, умный дом, строительная отрасль
2 занятия, 1час индивидуальных консультаций |
Классные часы: Ознакомление со структурой современного города. Знакомство с понятиями: Умный город - SMART город и Умный дом. Просмотр документальных фильмов: «Сингапур самый умный город в мире. Роботы и технологии будущего уже сегодня». «Дом Билла Гейтса самый умный Дом в мире». |
Встреча с представителями строительной группы компаний «Дом» |
||||
Представление и защита творческого проекта на тему: «Дом моей мечты». |
||||||
2.Жилищно-коммунаьное хозяйство
2 занятия, 1час индивидуальных консультаций |
Классные часы на тему: Ознакомление с общегородскими системами жилищно-коммунального хозяйства. Просмотр документальных фильмов о переработке мусора Швеции и Финляндии. |
Встреча с сотрудниками УК «Даудель сервис» и энергосбытовой компании «Восток» |
||||
Представление и защита творческих проектов на тему: «Управление отходами - умная энергетика» |
||||||
3.Транспортная отрасль 2 занятия, 1час индивидуальных консультаций
|
|
|
||||
Классные часы на тему: Ознакомление с городской транспортной системой ее структурой и назначением. Просмотр документальных фильмов о самых Умных городах мира, Барселона.
|
|
|||||
|
Экскурсия в Тюменский детский технопарк «Кванториум». Знакомство с деятельностью: - аэроквантума в области проектирования, сборки, применения беспилотных летательных аппаратов; - автоквантума в области проектирования, создания и испытания полностью действующего дистанционно пилотируемого прототипа транспортного средства; -робоквантума; It-квантума; - энерджиквантума; - геоквантума. |
|||||
Представление и защита творческих проектов на темы: «Дороги будущего», «Автомобиль будущего», «Умный аэропорт». |
||||||
4.Гродская система учреждений образования и культуры 2 занятия, 1 час индивидуальных консультаций
|
Классный час на тему: «Городские учреждения образования и культуры, роль в жизни города и перспективы развития». |
Экскурсия в Тюменкую областную научную библиотеку им. Д.И.Минделеева |
||||
Представление и защита творческих проектов на темы: «Школа мечты», «Библиотека будущего» |
||||||
5.Медицина в современном городе 2 занятия
|
Классный час на тему: «Городские медицинские учреждения функции и перспективы развития».
|
Встреча с представителем ОКБ №1 г.Тюмени беседа о проблемах и перспективах развития медицины в современном городе, умных технологиях применяемых в медицинских учреждениях г.Тюмени в настоящее время |
||||
Представление и защита творческих проектов на темы: «Умная поликлиника», «Станция скорой помощи smart города».
|
||||||
6.Система безопасности города 2 занятия
|
Классный час на тему: «Службы охраны порядка в современном городе(полиция, пожарная охрана)». Просмотр документальных фильмов о самых Умных городах мира, Сингапур.
|
Экскурсия в пожарную часть г.Тюмени, знакомство с устройством, функциями. |
||||
Представление и защита творческих проектов на темы: «Пожарная станция smart города», «Полицейский участок smart города». |
||||||
7.Презентация творческих работ проекта 1 занятие |
Выставка творческих работ, макетов, изготовленных учащимися в ходе работы над проектом «Умный город» |
|||||
Всего занятий: 17, в том числе 4 часа индивидуальных и групповых консультаций |
|
|
|
|||
Ожидаемые результаты
Конечные продукты проекта:
2.Выставка творческих работ, макетов: умный дом, вакуумный мусоропровод и умная электростанция, умный пешеходный переход, беспилотный автомобиль, беспилотный самолет, школа мечты, библиотека будущего, smart клиника, умная машина скорой помощи, умная пожарная машина, умный полицейский участок
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проекта могут быть использованы при проведении уроков окружающего мира, а также во внеурочной деятельности.