625002, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Профсоюзная, д. 46
Заслуженный учитель РСФСР Нина Николаевна Рябинина вспоминает о создании новой школы в городе Тюмени: «С 1948 года я работала учителем начальных классов в школе №18 по улице Пароходской, которая занимала два здания – одноэтажное кирпичное и двухэтажное деревянное.
В две смены в школе занимались 8 классов с 1 по 4-й. Учащиеся старших классов ходили на занятия в другие школы города, что создавало неудобства и большие проблемы. Район считался трудным. В школе учились дети речников с улиц Гаспаровская, Причальная и Пристанская. По решению Городского отдела народного образования было запланировано строительство новой школы».
В августе 1962 года на фундаменте снесенной начальной школы №18 по улице Пароходская 27 было закончено строительство двухэтажной типовой каменной школы. Ей и было присвоено звание восьмилетней школы № 40 города Тюмени.Нина Николаевна рассказала: «Я со своими учениками 4-го класса активно участвовала в создании новой школы. Мы выполняли посильную работу: убирали мусор, подавали строительные материалы, готовили школу к открытию. 11 августа 1962 года школа была сдана приемной комиссии. Это была чистая, уютная, наполненная новой мебелью и новыми учебными пособиями школа. Наши ученики той поры до сих пор при встречах вспоминают, как в ней было хорошо, тепло и интересно».
Первого сентября открыла двери школы детям молодой директор Юдина Элла Васильевна.В первый год школа объединяла коллективы учащихся начальной школы № 18 и 5-8 классы школы №8. Через год в коллектив влились учащиеся и педагоги школ №9 и №2, а в 1968 году присоединился коллектив школы №4. Так закончилось формирование педагогического и ученического коллектива новой школы.
Первыми учителями школы №40 стали: Рябинина Н.Н., Трофимова Г.Н., Рябинина В П, Лобова Е Н, Трифонова Л М, Мурашова В Н, Корпусова Л Ф, Быкова З С, Уварова П П и другие.
Детский коллектив по-прежнему был очень сложным. Лучшие учащиеся из сливающихся школ уходили в школы №21 и №25, которые пользовались авторитетом и славой престижных школ города, школа №15, освобождаясь от трудных и неуспевающих детей, отправляла их в новую, формирующуюся школу. Сюда пришли дети речников, рабочих завода АТЭ. Они требовали особого внимания, заботы, такта и большого терпения.
В течение первых трех лет в школе сменилось несколько директоров. В 1965 году директором становится Васильева Зоя Дмитриевна. В дружную команду руководителей школы вошли завучи Шевелева Надежда Андреевна, организатор воспитательной работы Турбуева Нонна Семеновна, пионервожатая Короткова (Бабайцева) Тамара Анатольевна, профорг Рябинина Нина Николаевна. Благодаря этим замечательным людям в школе сложился творческий, домашний доброжелательный психологический климат. Коллектив детей и учителей составил одну дружную семью.
Первое время школа в городе не пользовалась авторитетом. Этот авторитет завоевывался самоотверженным трудом и усилиями всего коллектива. Учащиеся школы занимали призовые места на городских спортивных соревнованиях, в игре “Зарница” и соревнованиях в спортивном лагере “Oрлёнок”. Все вместе боролись за честь и авторитет школы. Организовали хоровые коллективы: хор учителей, детский хор, хор мальчиков, а так же школьный танцевальный ансамбль.
Бывшая ученица (1967-1977 гг.), а позднее и учительница нашей школы Пахвицевич Светлана Николаевна вспоминает: «Мы очень любили нашу первую учительницу Рябинину Нину Николаевну, Заслуженную учительницу РСФСР. В нашем классе стояли старые деревянные парты с открывающейся крышкой, расположенной под углом, а писали мы в тетрадях в косую линейку, перьевой ручкой, носили с собой чернильницы-непроливашки. Мне кажется, что наша школа окнами на юг, была самой красивой, уютной, родной и любимой. Такой она осталась в моей памяти»
Пионерская дружина школы завоевала право называться именем партизанки Марите Мельникайте. Лучшие ученики ездили на родину Марите, встречались с её матерью и командиром партизанского отряда, в котором сражалась мужественная девушка. Встречались с начальником цеха завода «Механик», на котором работала легендарная партизанка, принимали участие в церемонии открытия мемориальной доски на доме, где жила Мельникайте.С 1965 года установились хозяйственные связи школы с заводом АТЭ. Накануне праздников организовывались трудовые вахты – соревновались цехи и классы, бригады шефствовали над классами, помогая ребятам в учебе, организуя совместные мероприятия, экскурсии, праздники.
Пахвицевич Светлана Николаевна вспоминает: «В день, когда прозвенел наш последний звонок, бригада, которая шествовала над нашим классом, неожиданно внесла в зал огромные букеты цветов. Мы до сих пор помним тех простых женщин - тружениц, переживших войну, прошедших все жизненные испытания, но так любивших нас – детей их подшефного класса»
Большую помощь школе оказывал и речной порт. В конце учебного года Тюменское пароходство устраивало учащимся школы выезд на теплоходе на природу. Ребята брали с собой сухой паек, одевались в спортивную форму, так как во время путешествия устраивалась «зеленая стоянка», на берегу организовывались игры, соревнования, развлечения. Такие увлекательные праздники окончания учебного года были традиционными и ребята их очень ждали.
С 1968 года школа стала называться средней общеобразовательной школой № 40 города Тюмени, численность детей возросла с 600 до 900 человек, а в 1969 году состоялся первый выпуск молодёжи со средним образованием. В конце 60-хгодов школы перешли к кабинетной системе, и в нашей школе были созданы 13 кабинетов, оснащенных всеми необходимыми техническими средствами, был приведен в порядок спортивный зал и впервые открыл двери для кружков и проведения праздников актовый зал школы.
В 1975году директором школы стала Шевелева Надежда Андреевна, которая старалась сохранить и приумножить сложившиеся в школе традиции, развивать творческий дух в коллективе, совершенствовать методическую работу.Выпуск методических бюллетеней, проведение открытых уроков, творческих семинаров – далеко не полный перечень дел школьной творческой лаборатории. Материнская забота о людях, настойчивость в достижении цели, неугасимое жизнелюбие объединяло вокруг директора коллектив.
Но и эта школа была расположена не очень удачно, на окраине города. Детям было далеко и неудобно до нее добираться, а многим учителям приходилось ехать в школу с пересадками, а затем еще идти пешком, так как транспорт в этом районе практически отсутствовал. Городские власти приняли решение построить новую, красивую, добротную среднюю школу по улице Профсоюзной № 46.
К июню 1982 года был заложен фундамент нового школьного здания, которое планировали ввести в эксплуатацию в кратчайшие сроки. Генеральным подрядчиком было СМУ-13, которым руководил Вериго Валерий Георгиевич. Контролировали строительство школы первый секретарь горкома партии Анисимов Павел Александрович и заведующий городским отделом народного образования Югринов Виктор Феоктистович. Благодаря высоким темпам строительства и четкой организации работ школу построили за три месяца. Шевелева Надежда Андреевна занималась проблемами организации работы старой школы, а Кулехова Елена Прокопьевна, которая стала директором школы в июне 1982 года - вопросами строительства новой.
С 15 августа 1982 года начали перевозить оборудование из старого школьного здания в новое. Дополнительные столы и парты привезли из подвала школы №31. Погрузкой и выгрузкой занимался женский коллектив вместе с учащимися старших классов под руководством Бабайцевой Тамары Анатольевны. Школу сдали 27 августа. За оставшиеся дни оборудовали кабинеты и 1 сентября 1982 года учащиеся вошли в новые светлые классы.
Коллектив старой школы почти в полном составе перешел работать в новое здание. А поскольку новая школа могла принять гораздо больше детей, пополнился новыми людьми и учительский коллектив.
В первые годы в него пришли работать замечательные люди: Кузнецова Л.Д, Кулыгина Л.Е, Мамонова Л.Г, Шешукова Т.А, Гуменюк Л.Г, Исхакова С.Г, Бадич В.В, Меньщикова Г.С, Малкова О.В, Бояркина А.П, Шаламова Л.А. Наставниками, влившейся в коллектив молодежи, стали такие опытные учителя как Трофимова Г.Н.. Замякина Т.П, Зорина Г.Т, Шилова Т.В, Домород А.К. Работали - на совесть. Традиции старой школы бережно сохранялись и пополнились новыми современными традициями. За один год получили паспорт 75% кабинетов и на следующий год стали участниками соревнования школ города. Коллектив педагогов и учащихся работал под девизом «Сороковая должна быть первой».
Вскоре после переезда началось обустройство не только самой школы, но и пришкольного участка. Рядом со зданием школы была построена теплица, в которой выращивалась рассада для клумб, разбитых перед входом в школу. Вокруг школы были высажены десятки различных деревьев, а во внутреннем дворике были посажены рябинки.
Пионерская и комсомольская организации взяли на себя ответственность за сохранность школы. При участи председателей совета дружины Маслак Оксаны и ученического совета Чигриной Ирины в школе были созданы разновозрастные бригады, которые формировались из учащихся 5-9 классов и отвечали за порядок в школе. В первые годы в школе было около 20 классов. Каждая бригада имела свой день, старшеклассники назначались на более ответственные посты и помогали младшим. В конце «рабочего» дня подводились итоги и полномочия передавались следующей бригаде. Руководила этой работой Исхакова Зухра Гайнуловна. В 80-е годы школа постепенно становилась одним из сильнейших учебных заведений города.
На февральском Пленуме ЦК КПСС в 1988году были даны «политические рекомендации советскому учительству». Главной задачей перестройки школы было изменение содержания образования, его гуманизация. Серьезные коррективы были внесены в преподавание литературы, истории, обществознания, иностранных языков. Предполагалось создать в перспективе систему непрерывного образования: дошкольное воспитание, общеобразовательная подготовка, профессиональное обучение, высшее образование, повышение уровня квалификации рабочих и специалистов.
В это время школа вступила в необычный и не всеми принимаемый этап изменений. Покончено со средним всеобучем. Базовое образование определено в объеме девяти классов. начал действовать принцип многообразия школ, дифференцированного обучения, гибкости учебных планов. Широко применялись новаторские приемы. Появляются программы развития всех сфер народного образования области.
Разразившийся в стране экономический, а затем и политический кризис, дефицит государственного бюджета, огромный внешний долг страны не позволили к началу 90-х годов осуществить перестройку системы народного образования, значительно улучшить, как это планировалось, материальную базу учебных заведений.
В 60-80 годы учащиеся школ страны и студенты вузов осенью регулярно отправлялись на сельскохозяйственные работы в окрестные колхозы. Они участвовали в сборе урожая картофеля, моркови, свеклы, капусты. Как правило, ребята трудились очень хорошо. Школа неоднократно получала благодарности за хорошую работу.
В 1990 году директором школы, в которой в то время обучалось до 1600 детей и работало более 100 учителей, стал Сергей Михайлович Десятов. С этого времени школа интенсивно работает в инновационном режиме. В 1996 году благодаря серьезной напряженной работе и директора и учительского коллектива школа была признана лауреатом российского конкурса «Школа года – 96», а директору было присвоено звание «Директор года».
В 1995 – 2005 гг. школа стала экспериментальной городской площадкой. Эксперимент был нацелен на сохранение здоровья учащихся и развитие личности каждого ребенка. Наша школа была единственной в Тюмени, начавшей этот эксперимент. Первое, что сделали в школе для улучшения системы образования – перешли на концентрированную технологию обучения. Для борьбы с усталостью в середине урока организовали физкультминутки. Десять лет эксперимента показали, что качественная успеваемость в школе стала выше городской. С1990 по 2008 год школу закончили 119 медалистов
В 2006 году школа пережила капитальный ремонт, результате которого стала значительно комфортнее и современнее. Количество учащихся в школе сократилось до 900 человек и занятия стали проводиться только в первую смену. Во второй половине дня проводятся консультации, работают кружки, ребята готовят различные общешкольные мероприятия.
В 2006 – 2008 гг. изменился не только интерьер здания, но и оборудование кабинетов. Во всех кабинетах установили компьютеры, в некоторых кабинетах - телевизоры, видеоплееры, в школе появились даже две интерактивные доски. Все это позволяет улучшить процесс обучения, сделать его более успешным и увлекательным для детей. В последние годы школа постоянно принимает гостей: в ней проводятся различные мероприятия городского и областного масштаба. Так в апреле 2008 года в нашей школе состоялся областной конкурс «Учитель года», а с 4 по 6 февраля 2009 года – областная олимпиада по технологии. Дважды в год в течение трех лет проводятся городские семинары для директоров и завучей школ Тюмени с проведением открытых уроков. Учителя показывают гостям уроки высокого уровня, учащиеся демонстрируют хороший уровень подготовки.