Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 города Тюмени

+7 (3452) 50-04-91
+7 (3452) 50-04-93
school40_tmn@obl72.ru
Пн-пт: с 07:30 до 21:00
Сб: с 08:30 до 14:00

625002, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Профсоюзная, д. 46

История школы

20.02.2023, 8345 просмотров.

Заслуженный учитель РСФСР Нина Николаевна Рябинина вспоминает о создании новой школы в городе Тюмени: «С 1948 года я работала учителем начальных классов в школе №18 по улице Пароходской, которая занимала два здания – одноэтажное кирпичное и двухэтажное деревянное.

на фото конец 1950-х годов. Летний лагерь в школе № 18 На заднем фоне - здание школы

В две смены в школе занимались 8 классов с 1 по 4-й. Учащиеся старших классов ходили на занятия в другие школы города, что создавало неудобства и большие проблемы. Район считался трудным. В школе учились дети речников с улиц Гаспаровская, Причальная и Пристанская. По решению Городского отдела народного образования было запланировано строительство новой школы».

на фото- 1962год. Первое здание школы № 40

В августе 1962 года на фундаменте снесенной начальной школы №18 по улице Пароходская 27 было закончено строительство двухэтажной типовой каменной школы. Ей и было присвоено звание восьмилетней школы № 40 города Тюмени.Нина Николаевна рассказала: «Я со своими учениками 4-го класса активно участвовала в создании новой школы. Мы выполняли посильную работу: убирали мусор, подавали строительные материалы, готовили школу к открытию. 11 августа 1962 года школа была сдана приемной комиссии. Это была чистая, уютная, наполненная новой мебелью и новыми учебными пособиями школа. Наши ученики той поры до сих пор при встречах вспоминают, как в ней было хорошо, тепло и интересно».

Первого сентября открыла двери школы детям молодой директор Юдина Элла Васильевна.В первый год школа объединяла коллективы учащихся начальной школы № 18 и 5-8 классы школы №8. Через год в коллектив влились учащиеся и педагоги школ №9 и №2, а в 1968 году присоединился коллектив школы №4. Так закончилось формирование педагогического и ученического коллектива новой школы.
Первыми учителями школы №40 стали: Рябинина Н.Н., Трофимова Г.Н., Рябинина В П, Лобова Е Н, Трифонова Л М, Мурашова В Н, Корпусова Л Ф, Быкова З С, Уварова П П и другие.
Детский коллектив по-прежнему был очень сложным. Лучшие учащиеся из сливающихся школ уходили в школы №21 и №25, которые пользовались авторитетом и славой престижных школ города, школа №15, освобождаясь от трудных и неуспевающих детей, отправляла их в новую, формирующуюся школу. Сюда пришли дети речников, рабочих завода АТЭ. Они требовали особого внимания, заботы, такта и большого терпения.
В течение первых трех лет в школе сменилось несколько директоров. В 1965 году директором становится Васильева Зоя Дмитриевна. В дружную команду руководителей школы вошли завучи Шевелева Надежда Андреевна, организатор воспитательной работы Турбуева Нонна Семеновна, пионервожатая Короткова (Бабайцева) Тамара Анатольевна, профорг Рябинина Нина Николаевна. Благодаря этим замечательным людям в школе сложился творческий, домашний доброжелательный психологический климат. Коллектив детей и учителей составил одну дружную семью.
Первое время школа в городе не пользовалась авторитетом. Этот авторитет завоевывался самоотверженным трудом и усилиями всего коллектива. Учащиеся школы занимали призовые места на городских спортивных соревнованиях, в игре “Зарница” и соревнованиях в спортивном лагере “Oрлёнок”. Все вместе боролись за честь и авторитет школы. Организовали хоровые коллективы: хор учителей, детский хор, хор мальчиков, а так же школьный танцевальный ансамбль.
Бывшая ученица (1967-1977 гг.), а позднее и учительница нашей школы Пахвицевич Светлана Николаевна вспоминает: «Мы очень любили нашу первую учительницу Рябинину Нину Николаевну, Заслуженную учительницу РСФСР. В нашем классе стояли старые деревянные парты с открывающейся крышкой, расположенной под углом, а писали мы в тетрадях в косую линейку, перьевой ручкой, носили с собой чернильницы-непроливашки. Мне кажется, что наша школа окнами на юг, была самой красивой, уютной, родной и любимой. Такой она осталась в моей памяти»

на фото первая старшая вожатая школы Чернова Г.А.и председатель совета дружины Лакотаев Толя

Пионерская дружина школы завоевала право называться именем партизанки Марите Мельникайте. Лучшие ученики ездили на родину Марите, встречались с её матерью и командиром партизанского отряда, в котором сражалась мужественная девушка. Встречались с начальником цеха завода «Механик», на котором работала легендарная партизанка, принимали участие в церемонии открытия мемориальной доски на доме, где жила Мельникайте.С 1965 года установились хозяйственные связи школы с заводом АТЭ. Накануне праздников организовывались трудовые вахты – соревновались цехи и классы, бригады шефствовали над классами, помогая ребятам в учебе, организуя совместные мероприятия, экскурсии, праздники.

 

Пахвицевич Светлана Николаевна вспоминает: «В день, когда прозвенел наш последний звонок, бригада, которая шествовала над нашим классом, неожиданно внесла в зал огромные букеты цветов. Мы до сих пор помним тех простых женщин - тружениц, переживших войну, прошедших все жизненные испытания, но так любивших нас – детей их подшефного класса»
Большую помощь школе оказывал и речной порт. В конце учебного года Тюменское пароходство устраивало учащимся школы выезд на теплоходе на природу. Ребята брали с собой сухой паек, одевались в спортивную форму, так как во время путешествия устраивалась «зеленая стоянка», на берегу организовывались игры, соревнования, развлечения. Такие увлекательные праздники окончания учебного года были традиционными и ребята их очень ждали.


на фото первый выпуск в восьмилетней школе № 40. 1965 год

С 1968 года школа стала называться средней общеобразовательной школой № 40 города Тюмени, численность детей возросла с 600 до 900 человек, а в 1969 году состоялся первый выпуск молодёжи со средним образованием. В конце 60-хгодов школы перешли к кабинетной системе, и в нашей школе были созданы 13 кабинетов, оснащенных всеми необходимыми техническими средствами, был приведен в порядок спортивный зал и впервые открыл двери для кружков и проведения праздников актовый зал школы.

 

В 1975году директором школы стала Шевелева Надежда Андреевна, которая старалась сохранить и приумножить сложившиеся в школе традиции, развивать творческий дух в коллективе, совершенствовать методическую работу.Выпуск методических бюллетеней, проведение открытых уроков, творческих семинаров – далеко не полный перечень дел школьной творческой лаборатории. Материнская забота о людях, настойчивость в достижении цели, неугасимое жизнелюбие объединяло вокруг директора коллектив.
Но и эта школа была расположена не очень удачно, на окраине города. Детям было далеко и неудобно до нее добираться, а многим учителям приходилось ехать в школу с пересадками, а затем еще идти пешком, так как транспорт в этом районе практически отсутствовал. Городские власти приняли решение построить новую, красивую, добротную среднюю школу по улице Профсоюзной № 46.


на фото новое здание школы №40 по улице Профсоюзной 46

К июню 1982 года был заложен фундамент нового школьного здания, которое планировали ввести в эксплуатацию в кратчайшие сроки. Генеральным подрядчиком было СМУ-13, которым руководил Вериго Валерий Георгиевич. Контролировали строительство школы первый секретарь горкома партии Анисимов Павел Александрович и заведующий городским отделом народного образования Югринов Виктор Феоктистович. Благодаря высоким темпам строительства и четкой организации работ школу построили за три месяца. Шевелева Надежда Андреевна занималась проблемами организации работы старой школы, а Кулехова Елена Прокопьевна, которая стала директором школы в июне 1982 года - вопросами строительства новой.
С 15 августа 1982 года начали перевозить оборудование из старого школьного здания в новое. Дополнительные столы и парты привезли из подвала школы №31. Погрузкой и выгрузкой занимался женский коллектив вместе с учащимися старших классов под руководством Бабайцевой Тамары Анатольевны. Школу сдали 27 августа. За оставшиеся дни оборудовали кабинеты и 1 сентября 1982 года учащиеся вошли в новые светлые классы.
Коллектив старой школы почти в полном составе перешел работать в новое здание. А поскольку новая школа могла принять гораздо больше детей, пополнился новыми людьми и учительский коллектив.

 

В первые годы в него пришли работать замечательные люди: Кузнецова Л.Д, Кулыгина Л.Е, Мамонова Л.Г, Шешукова Т.А, Гуменюк Л.Г, Исхакова С.Г, Бадич В.В, Меньщикова Г.С, Малкова О.В, Бояркина А.П, Шаламова Л.А. Наставниками, влившейся в коллектив молодежи, стали такие опытные учителя как Трофимова Г.Н.. Замякина Т.П, Зорина Г.Т, Шилова Т.В, Домород А.К. Работали - на совесть. Традиции старой школы бережно сохранялись и пополнились новыми современными традициями. За один год получили паспорт 75% кабинетов и на следующий год стали участниками соревнования школ города. Коллектив педагогов и учащихся работал под девизом «Сороковая должна быть первой».
Вскоре после переезда началось обустройство не только самой школы, но и пришкольного участка. Рядом со зданием школы была построена теплица, в которой выращивалась рассада для клумб, разбитых перед входом в школу. Вокруг школы были высажены десятки различных деревьев, а во внутреннем дворике были посажены рябинки.
Пионерская и комсомольская организации взяли на себя ответственность за сохранность школы. При участи председателей совета дружины Маслак Оксаны и ученического совета Чигриной Ирины в школе были созданы разновозрастные бригады, которые формировались из учащихся 5-9 классов и отвечали за порядок в школе. В первые годы в школе было около 20 классов. Каждая бригада имела свой день, старшеклассники назначались на более ответственные посты и помогали младшим. В конце «рабочего» дня подводились итоги и полномочия передавались следующей бригаде. Руководила этой работой Исхакова Зухра Гайнуловна. В 80-е годы школа постепенно становилась одним из сильнейших учебных заведений города.
На февральском Пленуме ЦК КПСС в 1988году были даны «политические рекомендации советскому учительству». Главной задачей перестройки школы было изменение содержания образования, его гуманизация. Серьезные коррективы были внесены в преподавание литературы, истории, обществознания, иностранных языков. Предполагалось создать в перспективе систему непрерывного образования: дошкольное воспитание, общеобразовательная подготовка, профессиональное обучение, высшее образование, повышение уровня квалификации рабочих и специалистов.
В это время школа вступила в необычный и не всеми принимаемый этап изменений. Покончено со средним всеобучем. Базовое образование определено в объеме девяти классов. начал действовать принцип многообразия школ, дифференцированного обучения, гибкости учебных планов. Широко применялись новаторские приемы. Появляются программы развития всех сфер народного образования области.
Разразившийся в стране экономический, а затем и политический кризис, дефицит государственного бюджета, огромный внешний долг страны не позволили к началу 90-х годов осуществить перестройку системы народного образования, значительно улучшить, как это планировалось, материальную базу учебных заведений.
В 60-80 годы учащиеся школ страны и студенты вузов осенью регулярно отправлялись на сельскохозяйственные работы в окрестные колхозы. Они участвовали в сборе урожая картофеля, моркови, свеклы, капусты. Как правило, ребята трудились очень хорошо. Школа неоднократно получала благодарности за хорошую работу.
В 1990 году директором школы, в которой в то время обучалось до 1600 детей и работало более 100 учителей, стал Сергей Михайлович Десятов. С этого времени школа интенсивно работает в инновационном режиме. В 1996 году благодаря серьезной напряженной работе и директора и учительского коллектива школа была признана лауреатом российского конкурса «Школа года – 96», а директору было присвоено звание «Директор года».
В 1995 – 2005 гг. школа стала экспериментальной городской площадкой. Эксперимент был нацелен на сохранение здоровья учащихся и развитие личности каждого ребенка. Наша школа была единственной в Тюмени, начавшей этот эксперимент. Первое, что сделали в школе для улучшения системы образования – перешли на концентрированную технологию обучения. Для борьбы с усталостью в середине урока организовали физкультминутки. Десять лет эксперимента показали, что качественная успеваемость в школе стала выше городской. С1990 по 2008 год школу закончили 119 медалистов
В 2006 году школа пережила капитальный ремонт, результате которого стала значительно комфортнее и современнее. Количество учащихся в школе сократилось до 900 человек и занятия стали проводиться только в первую смену. Во второй половине дня проводятся консультации, работают кружки, ребята готовят различные общешкольные мероприятия.
В 2006 – 2008 гг. изменился не только интерьер здания, но и оборудование кабинетов. Во всех кабинетах установили компьютеры, в некоторых кабинетах - телевизоры, видеоплееры, в школе появились даже две интерактивные доски. Все это позволяет улучшить процесс обучения, сделать его более успешным и увлекательным для детей. В последние годы школа постоянно принимает гостей: в ней проводятся различные мероприятия городского и областного масштаба. Так в апреле 2008 года в нашей школе состоялся областной конкурс «Учитель года», а с 4 по 6 февраля 2009 года – областная олимпиада по технологии. Дважды в год в течение трех лет проводятся городские семинары для директоров и завучей школ Тюмени с проведением открытых уроков. Учителя показывают гостям уроки высокого уровня, учащиеся демонстрируют хороший уровень подготовки.

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!