625002, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Профсоюзная, д. 46
— Сколько раз мне напоминать вам, чтобы вы убрали в комнате?
– Почему я каждый раз должен уговаривать вас помочь в уборке?
В самом деле, почему?
Что нужно принять во внимание
Работу по дому можно подразделить на два вида. «Свои обязанности» включают в себя действия, касающиеся конкретного человека (например, застелить свою постель, вымыть за собой посуду или убрать после себя). «Семейные обязанности» – это те, которые приносят пользу всей семье в целом (например, мытье окон, поддержание порядка и чистоты в квартире, накормить собаку). Детей полезно привлекать к обоим видам работ, особенно когда они становятся старше.
Одни родители дают указания. Они определяют, что надо сделать по дому, и ждут, чтоб ребенок взял на себя ответственность за выполнение работы. Другие обращаются с просьбой в надежде, что ребенок, когда его попросят, все сделает. Становясь старше, дети сами должны брать на себя ответственность за выполнение некоторых домашних дел.
Исследования показали, что молодые люди, привыкшие выполнять семейные обязанности, чаще помогают другим людям в различных ситуациях. Если вы будете приучать ребенка убирать только за собой, то, возможно, он не привыкнет ничего делать для других.
И мальчики, и девочки выполняют одинаковое количество своих обязанностей, но семье помогают больше девочки.
Когда домашние дела остаются не сделанными, родители обычно не настаивают на их выполнении.
Что нужно говорить
Осторожно СООБЩИТЕ, что вы хотите, чтобы было сделано, кем и когда. «Прежде чем мы уйдем в два часа, я хочу, чтобы ты подобрал все лишнее с полу в общей комнате. Пожалуйста, выброси мусор».
«Я хочу, чтобы листья из гаража были выметены. Сын это сделаешь ты. Можешь сделать это сразу же после завтрака. Это должно занять у тебя не более десяти минут».
Вам не следует угрожать наказанием, но должны быть естественные последствия, которые работали бы в вашу пользу.
«Если ты не закончишь к двум часам, то мы не сможем пойти в гости. Так что выбирай!»
«Если это не будет сделано к девяти вечера, то тебе придется оставить все свои дела и закончить начатое».
«Я просил тебя привести в порядок свои бумаги и повесить свою одежду, но ты не сделал этого. Через пять минут компьютер будет выключен, и ты его не включишь, пока не сделаешь все».
ПЕРЕГОВОРЫ. Предоставьте детям самим сделать выбор, в соответствии с их возрастом. «Маша, собаку нужно подрессировать и искупать. Кроме того, нужно вымыть свою обувь и полить цветы. Что из этого ты хотел бы сделать сегодня?»
«Я хочу, чтобы ты сегодня сделал кое-какие домашние дела. Что ты выберешь, если я предоставлю тебе их на выбор?»
Выразите сопереживание ребенку, если он недоволен. «Знаю, что тебе не хочется надевать ботинки, чтобы вынести мусор. Спасибо тебе за то, что ты это делаешь».
ПООЩРЯЙТЕ ребенка за ответственное поведение. «Ты очень помогаешь, когда делаешь домашние дела. Я тебе очень благодарна».
Как не нужно говорить
Пол Коулмен. Как сказать ребенку о…. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 399 с.