625002, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Профсоюзная, д. 46
Детство — период активной социализации личности, когда происходит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия. Педагоги отмечают, что участились случаи проявления агрессивности детей по отношению друг к другу. Для решения данной проблемы необходимо разобраться в происхождении такого поведения.
Унижение ребенка взрослыми, ежедневная демонстрация сцен насилия на телевизионных экранах — основные причины детской агрессивности.
В этиологии этого феномена можно выделить две особенности. Первая определяется биогенетическими и психогенетическими факторами и представлена в индивидуально-типологических свойствах человека. Вторая имеет социогенетические корни, проявляется как способность к адаптации и связана с условиями биологического, психического, социального развития и жизненного опыта ребенка.
Агрессивность рассматривается как предрасположенность к реализации агрессивной модели поведения, обеспечивающей адаптацию человека и являющейся одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресс, депривация, фрустрация). В связи с этим важно различать агрессию конструктивной направленности, когда адаптация или удовлетворение потребности происходят социально приемлемым способом, и деструктивной (враждебной, асоциальной) направленности, когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом, а адаптация связана с причинением страдания, вреда, ущерба окружающему миру или себе.
Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже в период раннего детства. В старшем дошкольном и: младшем школьном возрасте часто встречается такая форма агрессивного поведения, как «игры-потасовки». Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов.
Однако, во-первых, такая «возня» детей — это всего лишь форма игры, которая, как и всякая игровая активность, носит добровольный характер и доставляет им удовольствие. Если понаблюдать за такой игрой детей, часто можно увидеть улыбку на их лицах. Кроме того, если ребенку это неприятно и он испытывает страдания, то логичным было бы стремление избежать общения с «агрессором», а не затевать с ним очередную «кучу-малу».
Во-вторых, «игры-потасовки» способствуют развитию у детей определенных двигательных способностей, навыков социального общения, налаживанию эмоциональных контактов: дружбы, любви и сотрудничества, умению совместно решать проблемы и т.д.
В-третьих, хотя «игры-потасовки» и являются распространенной детской формой выражения агрессии, они редко мотивированы стремлением умышленного нанесения ущерба партнеру. Если это и случается, то по неосторожности, из-за недостаточного моторного контроля или при низкой социальной компетентности.
В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией и стремлением обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником игр, так как в большинстве случаев его начинают избегать или не принимать в игру.
Психологическую основу таких «игр-потасовок» составляет желание повеселиться, разрядиться и удовлетворить потребности, которые блокированы в реальной жизни.
В школьном возрасте более четко прослеживаются значимые половозрастные различия в способах выражения агрессивности мальчиками и девочками. Было обнаружено, что девочки старших возрастных групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения в отличие от мальчиков, прибегающих к прямым способам агрессии, причем способность к использованию непрямых способов агрессивного поведения формируется у девочек к 11 — 12 годам.
При анализе ряда экспериментальных исследований было установлено, что с возрастом частота и интенсивность отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков возрастают, а у девочек убывают. Объясняется это тем, что девочки боятся проявить свои агрессивные тенденции из страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся спокойнее. С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается и они становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве были очень задиристыми.
Согласно традиционным представлениям об особенностях формирования мужской и женской агрессивности в онтогенезе, и мальчики, и девочки в той или иной степени учатся регулировать собственные агрессивные побуждения, однако у мальчиков больше возможностей для свободного проявления агрессивности. Если же в процессе развития ребенок не научится контролировать свои агрессивные импульсы, то в подростковом возрасте это может вылиться в агрессию с преимущественной ориентацией на сверстников, а в юношеском — приведет к разгульному поведению.
Таким образом, по мере взросления в результате взаимодействия человека с окружающим миром происходит трансформация, социализация агрессии.
Социализацией агрессии можно назвать процесс обучения контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в приемлемых для общества формах.
В процессе социализации многие обретают способность гасить свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям социума
Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал с возрастом никуда не исчезает. Просто в результате социализации многие обретают способность регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям социума. Другие остаются весьма агрессивными, но проявляют агрессию через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования и другие приемы. Третьи ничему не учатся и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
Возникновение агрессии во многом обусловлено атмосферой в семье. Есть доказательства того, что если ребенок, ведущий себя агрессивно, получает одобрение со стороны родителей, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов в конце концов сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители.
Также на возникновение агрессии часто оказывают влияние и ситуативные причины. К их числу можно отнести следующие.
Оценка другими людьми. Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя. Эксперименты показали, что если за поведением детей наблюдает человек, воспринимавшийся ими как лицо, склонное к агрессии (например, тренер по восточным единоборствам), то они проявляют больше актов агрессивного характера. Если в этой же ситуации наблюдателем является человек, воспринимаемый детьми как противник агрессии (например, учитель), то их поведение отличается большей сдержанностью.
Намеренность агрессии. Существует точка зрения, что для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет по отношению к тебе враждеб¬ные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. В таких случаях обычно основным стимулом выступает гнев как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Если же противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит.
Восприятие агрессии. Обилие видео- и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов, которые убеждены, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Однако некоторые детские психоаналитики считают эти утверждения бездоказательными. По их мнению, смотря подобные фильмы, ребенок бессознательно реализует свои агрессивные потребности через образы героев сюжетов. Чрезмерное увлечение подобными фильмами возникает только у детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности и не могут проявить себя в реальной жизни.
Желание возмездия. Часто агрессия возникает как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, т.е. как акт возмездия за что-либо. Например, ребенок, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие на его глазах совершают неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику, их наблюдение ослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют потребность в агрессии.
В психологической литературе выделяют три основных вида агрессии.
1. Физическая агрессия, использование физической силы против другого лица. Она может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи. Иногда агрессивность и желание разрушить совпадают, тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании или какими-то драматическими событиями.
2. Словесная (вербальная) агрессия, выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). За такой агрессией часто кроется неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за нанесенные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях они, не понимая смысла бранного слова, используют его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ему полезно указать на альтернативу брани — научить словам, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «ну и ну»).
3. Косвенная агрессия. Этот вид агрессии, направленной окольными путями на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или ни на кого конкретно не направленной (взрыв ярости, проявляющийся в крике, ругани, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Первым шагом на этом пути является попытка сдержать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить его окриком, отвлечь игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту. Если агрессию предотвратить не удалось, надо показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо, окружив при этом «жертву» повышенным вниманием и заботой. Ребенок должен четко уяснить, что сам он только проигрывает от таких поступков.
В случае разрушительной агрессии взрослому следует выразить свое недовольство подобным поведением и предложить ребенку устранить учиненный им разгром.
Вербальную агрессию предотвратить трудно, и приходится реагировать на нее после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенок адресует взрослому, то целесообразно проигнорировать их и при этом попытаться понять, что за чувства и переживания стоят за ними. Если же ребенок оскорбляет других детей, посоветуйте им вежливо ответить обидчику.
Работая с детьми, нужно помнить, что проявление страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка может только стимулировать его к агрессии. Конечная цель преодоления детской агрессивности состоит в том, чтобы ребенок понял, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, вызывающие положительную реакцию окружающих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1999.
3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. — М., 2001.
4. Фурманов И.А. Детская агрессивность, психодиагностика и коррекция. — Минск.1996.
5. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. — М., 2004.