625002, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Профсоюзная, д. 46
Речь современного человека иногда поражает обилием, так называемой, ненормативной лексики, каких-то жаргонных слов, уродливых иноязычных заимствований. Нецензурная лексика, или мат, стал частью нашей культуры, и подчас уже не вызывает ни неодобрения, ни возмущения. И бесполезно тешить себя иллюзиями, что вы сможете оградить своего ребенка от мата. Даже если он растет в культурнейшей семье, где ненормативная лексика - абсолютное табу, защитить от нее детские уши невозможно. Как только ребенок вступает в контакт с реальной жизнью, подцепить эту «заразу» он может где угодно: на детской площадке, на прогулке в парке, в детском саду, на переменке в школе, в общественном транспорте, по телевизору, да просто бездумно читая все, что написано на стенах и заборах. В нашем современном обществе, как это ни печально, мат стал почти естественным и неотделимым от обычной речи. Но это не значит, что стоит махнуть рукой - мол, все теперь так говорят. Или понадеяться на то, что «само пройдет».
Термин "ненормативная лексика" можно понимать как обозначение того слоя, разряда слов и выражений, употребление которых в речи нарушает нормы общественной морали, общепринятые в данном социуме представления о приличии/неприличии. В этот разряд слов и выражений входят лексико-фразеологические единицы из "внелитературной" сферы русского национального языка (т.е. они находятся вне сферы действия норм литературного языка): из просторечия, жаргонов, территориальных диалектов.
Обсценная ("запретная") лексика
Необходимо внести определенность в восприятие и общественную оценку понятия и употребления термина "обсценная" и "табуированная" лексика. Речь идет о так называемом мате. Жесткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, идеографически и семантически связанное с запретной темой секса, сексуальной сферы, вообще "телесного низа", сложился у восточных славян - предков русских, украинцев, белорусов - еще в языческую эпоху как прочная традиция народной культуры и строго поддерживался и поддерживается православной церковью на протяжении 1000 лет. Так что данное табу имеет в русском народе давнюю традицию, освященную не одним тысячелетием.
В последние годы серьезно возросла активность обсценной лексики и фразеологии в разговорной речи, в условиях межличностной коммуникации при неформальном общении (речевая манера, сопровождаемая актуализацией мата, охватывает все более широкие, так сказать, нетрадиционные группы населения, включая женщин и школьниц-подростков, наиболее консервативных до недавнего времени по отношению к обсценной, вообще бранной лексике и фразеологии), а также и в речи книжной, преимущественно в СМИ (в печати и в электронных СМИ, в кинофильмах), в устной публичной речи политического характера, в художественной литературе. Как с горечью заключает Виктор Астафьев по поводу широчайшего распространения в современной речи мата, "мерзость теперь окружает нас почти повсеместно. С ней встречаешься уже не только в подворотнях, но порой и на высоких собраниях" (В. Астафьев. Черемуховые холода /Правда, 1991, 7 дек.).
Чехов так характеризовал черты личности человека, который употребляет бранные слова: «Злость, душевная нечистота, стремление осквернить».
Один из известнейших духовных писателей епископ Тихон Задонский очень точно сказал о воздействии ненормативной лексики на человека: «Сквернословие – это яд, убивающий душу. Яд – и для того, кто говорит; яд – и для того, кто слушает».
Происходит вульгаризация языка: употребляется приблатнённый язык. Воровской сленг становится модным. И интонация, и тон, которым слова произносятся – блатные. Опасно то, что с внедрением воровского сленга происходит быстрое внедрение преступного образа жизни, преступных понятий и в сознание человека. Ведь слово – это реальность!
Существует прочная связь: если язык человека примитивен, значит, столь же примитивен уровень его мышления. А узкая, примитивная лексика человека свидетельствует о столь же низком уровне его образования.
Нашу речь атакует поток уродливых чужеродных слов. Да, заимствование иноязычных слов и их внедрение в речь - это всегда был нормальный процесс. Но всё должно иметь меру: что-то приживается, что-то отвергается.
Всё чужеродное влияет на сознание. Чужеродное слово прививает человеку чужеродность мышления. Кажется, словечко – пустяк... Но капля камень долбит не силой, а частым паденьем –древняя мудрость. В речи – дом, жизнь, родина. Речь – это духовное богатство народа. Разрушение, загрязнение, искажение родной речи связано с вырождением нации. «Мы сохраним тебя, Русская речь – великое русское слово!» - сказала великая русская поэтесса Анна Ахматова.
Обратимся к статистике: 30% россиян никогда не употребляют в речи нецензурные выражения (по словам самих же опрашиваемых). В то же время, у 70% респондентов большинство знакомых употребляют мат в своей речи.
Как обстоят дела с ненормативной лексикой у нас в школе?
Ученики на переменах позволяют себе ненормативные высказывания по отношению к своим одноклассникам, по отношению к полученной оценке, когда увлечены компьютерной игрой в телефоне.
Почему дети используют мат?
Во-первых, берут пример со взрослых, родителей, родственников, знакомых, которые являются для них авторитетом.
Во-вторых, дети бунтуют против того "как принято, как надо". При этом матерные слова они употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.
В-третьих, дети используют жаргон для самоутверждения среди ровесников, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, ругаясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Подростки, как могут, пытаются защититься от окружающего враждебного, как им кажется, мира, а лучший способ защиты, как известно - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, неприступнее.
В-четвертых, подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Сложнее, если ребенок равняется на кого-то. Желание ругаться матом пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и не менее авторитетный образец для подражания.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
Нельзя запрещать ребенку ругаться матом теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны, и если вы говорите ребенку что нельзя ругаться матом, это значит, что всем нельзя, а не только ему. Иначе придется ответить на вопрос "почему тебе можно, а мне нельзя".
Нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму.
Не надо обобщать. Если вы хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное. Ведь то, что он сказал плохое слово, еще не делает его плохим человеком.
Нельзя запретить ругаться, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.
Учитель-логопед: Ржевская Светлана Ивановна |