Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 города Тюмени

+7 (3452) 50-04-91
+7 (3452) 50-04-93
school40_tmn@obl72.ru
Пн-пт: с 07:30 до 21:00
Сб: с 08:30 до 14:00

625002, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Профсоюзная, д. 46

ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРДИНАМИЯ И КАК ВОСПИТЫВАТЬ ТАКОГО РЕБЕНКА?

18.03.2021, 1942 просмотра.

Бывает так, что чрезмерная живость является следствием, так называемого гипердинамического синдрома. В основе его лежат микроорганические повреждения головного мозга, обусловленные особенностями родов. Грубые поражения отсутствуют, и у младенца никаких выраженных нарушений не наблюдается. Последствия минимальной мозговой дисфункции начинают проявляться позднее. На поведенческом уровне явно виден следующий комплекс нарушений: повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Про этих детей часто говорят, что они «без тормозов», ни секунды не сидят на месте, вскакивают и бегут, не разбирая дороги. У них ослаблен инстинкт самосохранения, что может выражаться в частых падениях, травмах, ушибах.

Гипердинамичный ребенок импульсивен, он действует по внезапному порыву и порой сам не знает, что сделает в следующий миг. Он редко испытывает чувство вины, ведь изначально он не замышляет ничего плохого. Просто побежал, схватил попавшуюся на глаза яркую вещь, а полетевшая на пол ваза разбилась сама собой, он ее и не собирался трогать. Традиционное наказание на него мало действует, он легко и быстро забывает его, так же как и даваемые обещания «вести себя хорошо». Он может быть вспыльчив и драчлив, хотя мирится со сверстниками так же легко, как и ссорится.

Дети, имеющие гипердинамический синдром, далеко не всегда обладают холерическим темпераментом, хотя на первый взгляд могут быть похожи по своему поведению на холериков. Их непоседливость обусловлена общей ослабленностью нервной системы, а не врожденным типом психофизической «специализации». Различие можно обнаружить, понаблюдав за тем, как действует ребенок. Холерик целеустремлен и настойчив в достижении цели. Достигнув ее, он способен подолгу заниматься понравившимся ему делом и протестует, если его отвлекают. Гипердинамичный ребенок ни на чем подолгу не задерживает внимания. Повышенная отвлекаемость вкупе с расторможенностью — одна из самых характерных его черт, он не доводит начатое дело до конца. Окружающие мелочи постоянно привлекают его внимание, но он не сосредоточивается на них. Его интерес поверхностен и краткосрочен. Родителям и воспитателям бывает очень трудно с таким ребенком. Тем большее внимание ему нужно уделять, чтобы имеющаяся трудность не усугублялась с возрастом. При правильном и внимательном воспитании последствия гипердинамического синдрома могут быть преодолены к началу школьного возраста.

Что же советуют врачи и психологи в таком случае? Расторможенность корректируется привитием ребенку понятий «нельзя» и «надо». Не ждите быстрых результатов, не пытайтесь сравнивать его успехи с успехами других детей в овладении этими понятиями, вам наверняка потребуется большее время. Для вас важно преодолеть негативные последствия минимальной мозговой дисфункции к школьному возрасту. А потому наберитесь терпения и будьте неизменно последовательны в своем поведении. Все варианты того, что «нельзя», должны быть четко определены, однако их не должно быть много — выберите самое главное и обязательно (!) согласуйте их со всеми членами семьи. Разночтения в данном случае просто губительны. То же касается и понятия «надо». При этом следите за тем, чтобы ваши требования были доступны ребенку, соответствовали его возможностям, иначе вместо положительного эффекта вы лишь усугубите трудности. Если вам трудно самим разобраться в этом вопросе, лучше обратиться к психологу за консультацией.

Помните, что постоянные одергивания, крики, угрозы физического наказания вам не помощники. Порой трудно удержаться в рамках спокойного отношения, ибо гипердинамичный ребенок способен вывести из терпения самых спокойных и уравновешенных взрослых, но именно это ему более всего необходимо, как и ваша любовь. Найдите для себя «волшебные» способы, которые позволят вам быстро возвращать душевное равновесие, и не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту. Заботясь, таким образом, о себе, вы заботитесь о благополучии и здоровье вашего ребенка.

Важный момент для преодоления расторможенности — организация двигательной активности ребенка. Его беготня не должна быть бессмысленной. Необходимо придавать ей пусть самую простую, но цель. Занятия спортом очень полезны для такого ребенка, поскольку он нуждается в игре со сверстниками и умении подчинять свою активность цели и правилам. В активных играх малыш так же расходует избыток энергии, снимает перевозбудимость. Скорее всего, вам придется рассказать о своих сложностях тренеру и попросить его помощи. Не всем родителям это приятно делать, но нам кажется, что это было бы полезно. Ведь изначально гипердинамичный ребенок не настроен на командные действия. Он подчинен лишь собственным импульсам и желаниям. Опытный тренер сможет понять и найти способ постепенно «включить» ребенка в общий процесс. Но он должен заранее знать о его особенностях, чтобы правильно истолковать и скорректировать нарушения ребенком дисциплины.

Следует, как можно раньше приучать малыша к усидчивости. Если видите, что он устал от беготни, возьмите его за ручку, посадите на некоторое время рядом с собой, заняв его каким-нибудь делом (качество выполнения не так важно): складыванием кубиков, рисованием, лепкой. В процессе занятия доброжелательно и ласково говорите с ним, пусть ему будет приятно и интересно. Не устраивайте длинных «передышек» — для вашего молодца это тяжело, но постарайтесь удержать его до тех пор, пока он не сделает маленькое задание до конца. Например, он может слепить колобка, а вы сделаете

ему глазки и улыбающийся рот. Потом вместе полюбуйтесь на него и, похвалив за работу (за помощь, за то, что доставил вам удовольствие, посидев с вами, и т. п.), отпускайте. Воспитание усидчивости в данном случае требует особого внимания, терпения и целенаправленной работы. Постепенно она станет привычной, и к школе ребенок будет в состоянии усидеть за партой весь урок.

В эмоциях тоже может проявляться расторможенность. Лучшее средство воздействия здесь — собственный пример. Старайтесь сами не «срываться», не поощряйте истерических выпадов ребенка, если он пытается закатить истерику, лучше просто игнорировать ее, как будто вы ничего не заметили. Обратите внимание на систему поощрений, она важна для каждого ребенка, а для вашего малыша в особенности. Что же касается наказаний, то многие специалисты, работающие с подобными детьми, лучшим способом считают временное лишение подвижности. Только не переборщите со временем. Пусть посидит 2 минуты без дела на диване. Для него это ох как нелегко. Такое наказание он, скорее всего, воспримет и запомнит.

И еще раз напомним: не стесняйтесь обратиться к специалисту — психоневрологу, психологу — за помощью. Гипердинамичность компенсируется, но нужно вовремя обратить на нее внимание, чтобы не получилось, как в известной поговорке: «Маленькие детки — маленькие бедки...» Пусть ими все и ограничится и в школьное детство ваш ребенок вступит действительно подготовленным.

 

Г. К. Кислица А. В. Потапова 140 ВОПРОСОВ  СЕМЕЙНОМУ ПСИХОЛОГУ. Серия «Психология для жизни»

 

 

 

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!